Subscribe to RSS

Формирование у старших дошкольников представления о доброжелательности

Нет, и не может быть человека, которого можно считать моральным образцом во всех сферах жизнедеятельности. Каждый вынуждено самостоятельно решать, что есть добро, а что есть зло, поскольку без соотнесения с ними, источником и критерием нравственности не может быть ни сознание, ни общественное мнение.

Современные ученые считают, что следствием выявления необходимых, общих признаков устойчивых положительных моральных качеств человека является доброжелательность. Добродетельным называют того человека, который живет честно, придерживается всех требований морали, а человека, который заботится о других и желает им добра — доброжелательным.

Сформированные в детстве моральные ценности становятся основой для создания различных мотивационных действий, активизации сознания, базы познавательной и волевой функций. Именно ценности в основном детерминируют потребности, которые влияют на движущие механизмы активной деятельности человека. Определяющим в этом процессе является формирование нравственных ценностей. Формирование у личности доброжелательности к миру, как людей, так и предметов, явлений возможно только на эмоциональной, чувственной основе. Таким образом, знания и логическая убедительность моральных намерений, мотивов должны усиливаться доброжелательным отношением к ним и предполагаемого поступка.

Анализ многоплановых исследований показывает, что понятие «доброжелательность» не имеет единого определения. Но вместе с тем констатируем накопление некоторой практики в научных исследованиях «доброжелательности» как базовой моральной ценности.

Обобщение данных психолого-педагогических исследований обозначенной проблемы позволили получить эмпирические данные, которые засвидетельствовали:

  • о недостаточном уровне профессиональной готовности педагогов к морально-этической проблематике, потому что сами взрослые не всегда придерживаются в отношениях адекватных моральных установок (слово расходится с действием);
  • недостаточный уровень надлежащей развивающей среды, взрослые озабочены проблемой ребенка время от времени;
  • о недостаточной эффективности технологий в учебно-воспитательной работе со старшими дошкольниками в этом направлении, поскольку существующие технологии тормозят гармоничное формирование внешних и внутренних признаков, как предметов, так и людей.

Отвечать на открытые вопросы детям сложно. Активнее и увереннее они отвечали на однозначные вопросы, предполагающие ответ «да», «нет», «не знаю», «иногда».

На вопрос «Что такое доброжелательность» 39,0 % детей ответили, что это чувство; 4,7 % — это красота; 9,4 % считают приветливыми воспитанных, а 15,6 % думают, что это когда они нравятся, их любят и им хорошо; 31,3 % детей не ответили на вопрос и не знают такого слова вообще.

Доброжелательными дети назвали родных, друзей, детей, приветливых, добрых и воспитанных детей. За то, что люди не жадные, добрые, красивые, любят и заботятся о них, их назвали доброжелательными.

Дошкольники знают, почему они доброжелательны к определенным людям, потому что с ними можно играть, дружить, они не жадничают (18,8%), меня любят (4,7%), доброжелательные по долгу (10,9%), добрые и красивые (6%), 32,8 % не ответили на вопрос.

Себя, как доброжелательных людей, признали 86 %, а 10,9 % — не знали, как ответить, и 3,1 % иногда бывают доброжелательными (злыми).

Наиболее дети доброжелательны к: родным (59,5 %), друзьям (28,1 %), 1,5 % доброжелательные к животным, не ответили 7,8 %, и лишь 3,1 % лиц доброжелательны ко всем.

Доброжелательность у детей

Дети доброжелательны к людям том, что с ними дружат (15,7 %), они их просто любят (41,0 %), получают материальные блага (3,1%), они добрые и хорошие (15,7 %), пользуются взаимностью (7,8 %), не ответили 15,7 %.

Дети чувствуют доброту от: родных (29,7 %), друзей (48,4 %), от всех (4,7 %), сверстников (9,4 %) и 7,8 % не ответили на вопрос

Почему именно так происходит, старшие дошкольники уверены, что их обижают (23,4 %), просто не знают (6,3 %), а 70,3 % лиц не ответили вообще.

Очевидно, что значительная часть детей считают себя доброжелательными, не смотря на то, что имеют минимум знаний и представлений об этом явлении.



#1guida10.01.2014, 3:42 пп

Моему ребенку пять с половиной лет. Его воспитывала бабушка, потому что я много работаю. Очень хочется, чтобы он был добрым и ласковым. А он почему-то колючий, как ежик.

#2Ирина К.11.01.2014, 1:12 пп

Это возраст такой. Просто от ищет себя, вот и ершится. Вы больше с ним общайтесь, гуляйте, играйте. Доброта и доброжелательность — они воспитываются.

Оставьте Ваш комментарий

Ник:
Е-мэйл:
Сайт:
Комментарий:

Прочие статьиВернуться на Главную

Обучение в игре детей младшего дошкольного возраста

Обучение в игре детей младшего дошкольного возраста

Известно, что в младшем дошкольном возрасте играя, ребенок быстрее усваивает новые знания. Увлеченный игрой, он как бы не замечает того, что учится и возникшие трудности не мешают ему решать поставленную взрослым задачу. В игре маленький человек сам стремится справиться с тем, что он не умеет, но не стоит пускать все на самотек. Если взрослый, к

Как быть, если ребенок не хочет учиться?

Как быть, если ребенок не хочет учиться?

Начало школьной жизни – переломный и трудный период для любого ребенка. Первокласснику приходится взрослеть, беззаботные игры сменяются строго ограниченными по времени уроками и необходимостью учиться. Если ребенок психологически не готов к посещению школы и не получает поддержку со стороны семьи, то у него формируется отрицательное отношение к процессу познания и стойкое нежелание чему – либо

Перед экраном…

Перед экраном…

Миллионы матерей по всему миру считают, что телевизор – это безопасная и надежная сиделка или, по крайней мере, безвредное занятие для младших членов семьи. Как, к примеру, если ваш малыш не торчит у экрана, принять душ или помыть голову? Ведь в отсутствие любимых детских программ за ребенком и присмотреть некому будет… Последние исследования подтвердили: влияние

Роль игр в развитии ребенка

Роль игр в развитии ребенка

Маленький ребенок постоянно нуждается в деятельности, а основной вид деятельности на данном этапе – игра. Большинство родителей считают, что игры, в которые играют их малыши, являются обычным развлечением, и зачастую придают им немного значения. Но, как утверждает большинство педагогов и психологов, в развитии дошкольников роль игры столь велик, как никакого другого вида деятельности. Зачастую от

Как уберечь детское зрение

Как уберечь детское зрение

Всем известно, что родители стараются уберечь зрение своего ребенка. За здоровьем глаз нужно следить уже с раннего детства. Забота о глазах ребенка крайне необходима. Ребенок еще не может понять всех последствий испорченного зрения, поэтому родители несут ответственность за сохранение здоровья глаз. С каждым годом проблема нарушения детского зрения становится более актуальной. По данным статистики, плохое

Читать далее

Подписка на журнал
Кот и Ёжик. Осенний день

Подпишитесь!

Социальные сети

Популярные категории