Subscribe to RSS

Готовим ребенка к школе

Развитие самостоятельности ребенка

Готовим ребенка к школе

Подготовка ребенка к школе – волнительное и ответственное занятие. Нет родителей, которые бы не беспокоились о том, как их ребенок адаптируется к школьной жизни. Для того, чтобы привыкание к школе и к ее требованиям прошло для ребенка относительно легко и безболезненно, необходимо обратить внимание на развитие самостоятельности ребенка до начала школьных занятий.

Семилетний почти первоклассник для родителей все равно остается малышом. И так хочется этого малыша оградить от тех дел, которые по мнению родителей для ребенка слишком сложны, тяжелы, длительны по времени выполнения или просто незнакомы. К тому же, гораздо проще самому сделать то, что ребенку дается с трудом. Ведь так будет быстрее и спокойнее.  Однако психологи утверждают, что делать этого ни в коем случае нельзя.

Развитие самостоятельности является важным аспектом личной готовности ребенка к началу школы, что является переходным этапом во взрослую жизнь. Прежде всего это касается психологической готовности ребенка. Ведь в школе ко вчерашнему дошкольнику будут предъявляться конкретные требования, которые необходимо выполнять: не опаздывать на занятия, соблюдать дисциплину в течение урока, уметь самостоятельно обслужить себя, находить общий язык с одноклассниками, выполнять домашнее задание. Если ребенок не самостоятелен и привык к постоянной опеке родителей, то остаться без нее ему будет очень сложно. У психологически неподготовленного ребенка начало школьных занятий может спровоцировать стресс, который в дальнейшем может стать источником проблем как для здоровья ребенка, так и для его успеваемости в школе.

Самостоятельные поступки

Поэтому педагоги и психологи настоятельно рекомендуют родителям развивать самостоятельность у ребенка с самого раннего детства, чтобы к школе ребенок уже мог сам занимать себя, умел вести себя с окружающими и не требовал постоянного внимания родителей.

Готовим ребенка к школе

Для этого необязательно оставлять его дома одного на целый день со списком домашних дел или заставлять начинать разговор с незнакомцами с целью развить коммуникативные навыки.

Мягко и постепенно нужно подвести ребенка к тому, что многое он может сделать сам, без посторонней помощи, и быть ответственным за совершенные им поступки. Конечно, здесь начинать нужно с малого. Например, с уборки своей комнаты и поддержания в ней порядка; или с выработки привычки всегда убирать за собой со стола, а также накрывать на стол; или с оказания помощи родителям в каких-то бытовых делах. То есть постепенно формировать у ребенка обязанности, которые ему по силами выполнять.

Готовим ребенка к школе

На данном этапе важно не количество порученных дел, а качество их выполнения, так как целью является возможность дать ребенку почувствовать себя самостоятельным и ответственным. Важно дать ему понять, что родители всегда готовы прийти на помощь, — ведь у ребенка может быть страх не справиться со своими обязанностями. Отличным стимулом для развития уверенности в себе является похвала. Нужно обязательно хвалить ребенка за его первые шаги к самостоятельности.

Готовим ребенка к школе

Помимо самостоятельности в быту, не менее важным является умение ребенка самостоятельно учиться и быть наедине с собой.

Умение учиться

Часто родители считают, что без их помощи ребенок не справится: не сможет сделать уроки, нарисовать картинку, изготовить поделку. Из лучших побуждений родители стоят над ребенком во время выполнения домашнего задания, постоянно что-то подсказывая и советуя.

Готовим ребенка к школе

Педагоги и психологи сходятся во мнении, что такая помощь — не лучшая практика. Во-первых, ребенок привыкает к постоянному контролю и постепенно теряет способность критически подойти к выполняемому заданию, увидеть ошибку или найти необычный подход к решению задачи. Во-вторых, снижается способность ребенка заниматься самостоятельно, без постоянных контроля и надзора. Если кажется, что в первом классе всё это не так страшно, то в более старших классах такие «вредные привычки» во взаимодействии родителей и ребенка приводят к сложностям с учебой.

Терпеливо и мягко родителям нужно приучать ребенка к самостоятельным занятиям. Так, можно начать делать аппликацию вместе, а затем на несколько минут оставить ребенка одного, чтобы он сам доделал работу.

Готовим ребенка к школе

Или предложить ребенку начать рисовать, а мама или папа подойдут чуть попозже.

Готовим ребенка к школе

Если ребенок задает вопрос о том, как выполнить то или иное задание, не стоит сразу же предлагать ему готовый алгоритм действий. Лучше вместе обсудить задание, предложив ребенку поделиться своим мнением и помочь ему в принятии решения о том, как действовать.

Навыки общения

Не менее важны и навыки ребенка в общении с окружающими людьми, как с ровесниками, так и со старшими по возрасту. Готовый к школе ребенок знает базовые правила хорошего поведения: здороваться при встрече, прощаться при расставании, обращаться на «Вы» к взрослым, не перебивать говорящего, не обманывать, не брать чужое без спроса и т.д. Полезно объяснить ребенку, что люди бывают разные – кто-то более воспитанный и сдержанный, а кто-то менее. Поэтому не нужно отвечать грубостью в ответ на грубость или обращать внимание на плохо воспитанных людей. Также нужно рассказать, что в школе могут быть дети, отличающиеся от остальных учеников, — будь то ребенок с другим цветом кожи, особый ребенок или ребенок с особенностями поведения, — но это не должно влиять на отношение к ним.

Готовим ребенка к школе

Особенно важно донести эту информацию до эмоционально-чувствительных и чрезмерно опекаемых детей, для которых многообразие человеческих характеров в школе может стать настоящим шоком.

Личная готовность ребенка к новому этапу его жизни формируется постепенно, по мере взросления, при участии родителей и с их помощью. Готовый к школе ребенок самостоятелен, может высказать свое мнение, выполнить порученное ему задание, обслужить себя сам. У него уже сформированы базовые навыки общения и обучения.  

Готовим ребенка к школе

Развитие самостоятельности ребенка занимает время. Это достаточно длительный процесс, который требует усилий как со стороны родителей, так и со стороны ребенка. Однако результат, заключающийся в начале школьной жизни без стресса, того стоит.

 

Автор Tina Ap



Оставьте Ваш комментарий

Ник:
Е-мэйл:
Сайт:
Комментарий:

Прочие статьиВернуться на Главную

Обучение в игре детей младшего дошкольного возраста

Обучение в игре детей младшего дошкольного возраста

Известно, что в младшем дошкольном возрасте играя, ребенок быстрее усваивает новые знания. Увлеченный игрой, он как бы не замечает того, что учится и возникшие трудности не мешают ему решать поставленную взрослым задачу. В игре маленький человек сам стремится справиться с тем, что он не умеет, но не стоит пускать все на самотек. Если взрослый, к

Как быть, если ребенок не хочет учиться?

Как быть, если ребенок не хочет учиться?

Начало школьной жизни – переломный и трудный период для любого ребенка. Первокласснику приходится взрослеть, беззаботные игры сменяются строго ограниченными по времени уроками и необходимостью учиться. Если ребенок психологически не готов к посещению школы и не получает поддержку со стороны семьи, то у него формируется отрицательное отношение к процессу познания и стойкое нежелание чему – либо

Формирование у старших дошкольников представления о доброжелательности

Формирование у старших дошкольников представления о доброжелательности

Нет, и не может быть человека, которого можно считать моральным образцом во всех сферах жизнедеятельности. Каждый вынуждено самостоятельно решать, что есть добро, а что есть зло, поскольку без соотнесения с ними, источником и критерием нравственности не может быть ни сознание, ни общественное мнение. Современные ученые считают, что следствием выявления необходимых, общих признаков устойчивых положительных моральных

Перед экраном…

Перед экраном…

Миллионы матерей по всему миру считают, что телевизор – это безопасная и надежная сиделка или, по крайней мере, безвредное занятие для младших членов семьи. Как, к примеру, если ваш малыш не торчит у экрана, принять душ или помыть голову? Ведь в отсутствие любимых детских программ за ребенком и присмотреть некому будет… Последние исследования подтвердили: влияние

Роль игр в развитии ребенка

Роль игр в развитии ребенка

Маленький ребенок постоянно нуждается в деятельности, а основной вид деятельности на данном этапе – игра. Большинство родителей считают, что игры, в которые играют их малыши, являются обычным развлечением, и зачастую придают им немного значения. Но, как утверждает большинство педагогов и психологов, в развитии дошкольников роль игры столь велик, как никакого другого вида деятельности. Зачастую от

Читать далее

Подписка на журнал
Кот и Ёжик. Осенний день

Подпишитесь!

Социальные сети

Популярные категории