В младшем возрасте дошкольник еще не в состоянии оценить себя. За него это делают родители. Именно они формирует самооценку ребенка. Он видит себя глазами тех взрослых, которые его воспитывают.
От оценок взрослых и стиля воспитания в семье зависит развитие уровня самооценки у ребенка. Как правило, в семьях, где детей постоянно ругают и устанавливают перед ними неподъемные требования, вырастают дошкольники с заниженным уровнем самооценки. В такой ситуации они переживают, что не соответствуют требованиям родителей. Формирование неадекватного представления о себе, проявляющееся в виде завышенной самооценки, происходит в семьях, где ребенка часто без особого повода хвалят, дарят ценные презенты, очень редко наказывают и все дозволяют.
Уровень учебной успеваемости также является одним из главных критериев оценки ребенка как личности со стороны одноклассников и родителей. Отношение к себе как к субъекту учебной деятельности в значительной степени определяются семейными ценностями. У школьника на первое место выходят те особенности поведения, которые главным образом тревожат его родителей. Если, например, родители в беседе с ребенком о его успеваемости спрашивают: «А кто еще в классе кроме тебя получил хорошую отметку?», то у школьника формируется качества личности, способствующие поддержанию престижа в глазах окружающих. Если же взрослых больше волнуют вопросы дисциплины в учебном заведении («Ты хорошо себя вел?»), то у ученика формируется послушание.
От родителей зависит и формирование исходного уровня притязаний малыша – то, на что он претендует в отношениях с окружающими и в учебной деятельности. Как правило, дети с завышенным уровнем притязаний, такой же самооценкой и престижной мотивацией могут рассчитывать только на успех. Их соображения по поводу предстоящего столь же радужны.
Школьники с заниженным уровнем притязаний и аналогичной самооценкой не претендуют на многое. Они не способны ставить перед собой возвышенных целей, всегда сомневаются в своих потенциалах и мирятся с той успеваемостью, которая складывается в обучении.
#1НиК11.01.2014, 6:09 пп
Врятли все так просто, ведь дети не собаки, чтоб формировались настолько безусловные рефлексы.
Оставьте Ваш комментарий